Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 885
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
20 апреля прошли соревнования по волейболу среди мужских команд

20 апреля 2025 года в стенах ТГПУ состоялся яркий и насыщенный турнир по волейболу среди мужских команд. Студенты 5 факультетов объединились, чтобы показать свой уровень мастерства и командного духа.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 268
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых прошли заседания 4 подсекций, организованных кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку:
1. Актуальные вопросы лингвистической концептологии и дискурсологии (Курьянович А.В.).
2. Методические проблемы современного языкового образования (Ковалевская Е.Н.).
3. Проблемы теоретической и методической лингвокультурологии (Ермоленкина Л.И.).
4. Современные подходы в обучении русскому языку как иностранному (Дубина Л.В.).
Заседания подсекций 2 и 3 прошли в очном формате, заседания подсекций 1 и 4 (с участием иностранных студентов) проведены в онлайн-формате.
В работе секций участвовало 78 человек: преподаватели из ТГПУ, ТПУ, ТГУ, ТГАСУ, Российского университета транспорта (Москва), РАНХиГС (Москва) (15 кандидатов и докторов наук), 18 бакалавров (ТГПУ, ТГАСУ, ТГУ), 23 магистранта (ТГПУ), 7 аспирантов (ТГПУ, ТПУ, ТГУ), 14 школьников (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска).
География участников секции: представлены 3 региона РФ (Томск, Москва, Новокузнецк), 2 страны ближнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан), 3 страны дальнего зарубежья (Китай, Япония, Вьетнам).
Прозвучало 48 докладов. Из них 11 представлено иностранными участниками (ТГПУ, ТПУ, ТГУ, Российский университет транспорта (Москва)).
29 апреля 2025
Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн в рамках 3-х подсекций:
«Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководитель А.С. Савенко), «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова).
В работе секции приняли участие 95 человек, включая преподавателей кафедры русского языка ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ ТГПУ, а также иногородних участников из России (г. Новокузнецк, Нижний Новгород) и Таджикистана (г. Худжанд, Согдийская область).
В представленных на секции 38 докладах были отражены актуальные проблемы разных направлений современной русистики и методики преподавания русского языка: функциональной лексикологии, медиалингвистики, когнитивной лингвистики, лингвоперсонологии, коммуникативной стилистики текста, теории речевых жанров, методики обучения русскому языку.
29 апреля 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
С результатами Олимпиады вы можете познакомиться здесь. Поздравляем победителей!
Информация и дипломах и сертификатах появится на нашем сайте после 25.04.2025 г. Следите за новостями!
17 апреля 2025
В этом году мы отмечаем важную дату – 80-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В честь этого знаменательного события на историко-филологическом факультете ТГПУ запланирован целый ряд мероприятий, которые будут интересны не только преподавателям и студентам, но и школьникам.
Одним из первых событий в рамках этой программы стала увлекательная экскурсия «Томск – город трудовой славы», организованная заводом «Манотомь». 10 апреля студенты и преподаватели ТГПУ погрузились в атмосферу военного времени, узнав о том, как работал тыл в годы войны и какую роль играли эвакуированные предприятия, разместившиеся на территории нашего города. Экскурсия стала настоящим путешествием в прошлое, где каждый участник смог почувствовать дух единства и мужества, который царил среди людей в те непростые времена.
14 апреля 2025
10 апреля 2025 года прошел международный научно-практический онлайн-семинар «Лингвосемиотика в образовательном процессе: теория, методология и практика», организованный Томским государственным педагогическим университетом, Россия (Историко-филологический факультет, Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку, Научно-образовательный центр теории образования) и Муданьцзянским педагогическим университетом, КНР (Институт магистратуры, Департамент по учебной деятельности, Департамент по научной деятельности, Институт восточных языков, Центр русского языка, Факультет русского языка). Мероприятие стало площадкой для обмена опытом между учеными двух стран, объединив около 20 докладчиков, а также слушателей из Китая и России.
14 апреля 2025
Новости 6 - 10 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Интеграция академических знаний и практики в подготовке будущих учителей-логопедов

Бакалавры и магистры кафедры дефектологии 25.02.2025 участвовали в семинаре-практикуме «Организация коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у детей с ЗПР. Приемы и методы работы» на базе МАОУ СОШ № 12 г.Томска.
Студенты посетили мастер-классы по темам: "Профилактика дисграфии и дислексии у детей на уроке обучения грамоте в 1 классе", "Методы логопедического воздействия, направленные на преодоление нарушений письма у детей с ЗПР", "Профилактика дислексии через активное использование физических упражнений с целью преодоления рассогласованности работы полушарий мозга", "Эффективные методы и приемы работы с детьми ЗПР при акустической дисграфии в 3 коррекционном классе", "Приемы и методы коррекции восприятия и внимания у детей с ЗПР", "Методы профилактики дисграфии у детей с ЗПР".
Студентам продемонстрировали эффективные приемы коррекционно-логопедической работы по формированию навыка чтения и письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Благодарим нашего партнера МАОУ СОШ № 12 г.Томска в лице директора Шагаевой Татьяны Анатольевны за сотрудничество!
7 марта 2025

27-28 февраля 2025 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи»
27 февраля 2025 года |
|
10:00-10:20 |
Открытие конференции |
10:20-10:35 |
О положении дел по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в Томской области |
10:35-10:50 |
Каждый педагог – активный участник системы профилактики |
10:50-11:00 |
Профилактика социально опасных явлений с использованием кейс-технологии среди обучающихся средней и старшей школы |
11:00-11:15 |
Девиантное поведение как стратегия выживания для детей, проживающих горе и перенесших психологическую травму |
11:15-11:30 |
Информационная безопасность дошкольников: влияние современных мультфильмов на развитие детей |
Круглый стол «Суицидальное поведение как особый вид девиации: алгоритм работы» https:/bbb7.tspu.ru/playback/presentation/2.3/a21c7652b0ddcb56676437172ad553ba1fb48167-1740626448164 Модераторы: Ефанова Евгения Сергеевна, консультант комитета в сфере защиты прав и интересов детей и молодежи Департамента образования Томской области, Пучкина Юлия Александровна, к.ист.н., начальник отдела профилактики девиантного поведения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
|
1.Пимахова Александра Владимировна, педагог-психолог отдела профилактики девиантного поведения ЦППМСП. Профилактика суицидального поведения через формирование жизнестойкости у детей и подростков. |
|
Секция 2. «Эффективные формы и методы профилактики социальных девиаций детей, Модератор: Дозморова Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ |
|
1. Юткина Наталья Александровна, психолог МАУ Города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья». Школа Родителей «Азбука Семьи» как инструмент ранней профилактики семейного неблагополучия. |
|
Секция 3. «Включение детей и подростков в дополнительное образование, внеурочную https:/bbb4.tspu.ru/playback/video/f2a0e6fa0364e77e3bb8e02bdbbfd639dfd5f06a-1740637736609/ Модератор: Тужикова Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ |
|
Доклады: Проекты магистрантов ТГПУ по профилактике девиаций: |
|
Секция 4. «Психологические аспекты профилактики социальных девиаций детей, https:/bbb7.tspu.ru/playback/presentation/2.3/a21c7652b0ddcb56676437172ad553ba1fb48167-1740626448164 Модераторы: Акимова Елена Федоровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций МАУ ИМЦ г. Томска, Шмакова Анжелика Евгения, психолог отдела психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций МАУ ИМЦ г. Томска |
|
1. Акимова Елена Федоровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций МАУ ИМЦ г. Томска. Безопасность детства: актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних. |
|
Секция 5. «Профилактика раннего проблемного поведения https:/bbb3.tspu.ru/playback/video/90cbf30761e36d66d2fd949c61fd0d0c9977b135-1740630478611/ Модератор: Дроздецкая Ирина Александровна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, директор Института детства и артпедагогики ТГПУ |
|
1. Казадаева Татьяна Владимировна, заведующий МАДОУ детский сад № 39 г. Томска. Система профилактической работы с семьями «группы риска» в МАДОУ № 39 г. Томска. |
|
Секция 6. «Ресурсные возможности казачьего общества https:/bbb6.tspu.ru/playback/video/d595238763689787684b6c002aa0fc4fc5b81ecb-1740630948536/ Модератор: Гач Ольга Богдановна, к.и.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ |
|
1.Шамрай Ольга Валерьевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 18 г. Томска. Воспитание ценностного отношения к родному краю средствами казачества в условиях ДОУ. |
|
Секция 7. «Эффективные формы и методы профилактики социальных девиаций https:/bbb4.tspu.ru/playback/video/f2a0e6fa0364e77e3bb8e02bdbbfd639dfd5f06a-1740637736609/ Модераторы: Куратова Евгения Викторовна, руководитель психологической службы, клинический психолог БФ Меркурия, Шихова Надежда Михайловна, клинический психолог БФ Меркурия |
|
1. Коротеева Ольга Анатольевна, воспитатель ОГКСУ РЦ "Надежда" Томской области. Сюжетно-ролевые игры как средство профилактики развития девиантного поведения у детей с ОВЗ. |
|
Секция 8. «Обучение служением как основа гражданского воспитания молодежи» https:/bbb6.tspu.ru/playback/presentation/2.3/df7a498367b53299ea666994c829a59fd94b6484-1740637014334 Модераторы: Садиева Марина Станиславовна, к.психол.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ТГПУ, Середа Алена Владимировна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, аспирант ТГПУ |
|
1. Кузнецова Евгения Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы дизайна и искусства ФГБОУ ВО ПВГУС. «Интеграция федеральной программы «Обучение служением» в проектную практику студентов Поволжского государственного университета сервиса (на примере студентов направления 54.03.01 Дизайн). |
|
Секция 9. «Особенности подготовки специалистов «помогающих» профессий» https:/bbb8.tspu.ru/playback/video/62b354fca0429ec33dc5bb1f95f5408b080ab735-1740638573186/ Модератор: Демина Людмила Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ |
|
1. Нарожная Лариса Леонидовна, педагог-психолог МАОУ Школа "Перспектива". Профилактика школьной тревожности учащихся посредством применения арт-терапевтических приемов в работе специалиста. |
|
Секция 10. «Школьный театр как форма профилактической работы в детско-подростковой среде» Модератор: Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ |
|
1. Храмовских Юлия Васильевна, руководитель театральной студии (учитель русского языка и литературы), Кауров Михаил Константинович, звукорежиссёр, технический специалист, Луговская Дарья Андреевна, руководитель кукольного театра «Дебют», хореограф МАОУ школа "Открытие" г. Томска. Школьный театр как средство профилактики девиантного поведения через восприятие и оценку классической литературы.
4 марта 2025
Почти месяц прошёл с завершения профессиональной олимпиады социальных педагогов «Берег детства»
Вопросы – не самые простые: на рефлексию, на понимание смыслов. Отрадно, что никто из участников не ответил «ради галочки». ✔️ Почему вы решили участвовать в Олимпиаде? Действующие социальные педагоги больше говорят о том, что до сих пор специальных профессиональных конкурсов для них просто не было, а это очень важно не только потому, что в рамках аттестации есть пункт «участие в профессиональных конкурсах», но и потому, что «нужно было себя испытать», «проверить свои силы и то, насколько уже разбираюсь в социальной педагогике». Для студентов участие в Олимпиаде – это возможность «получить новый опыт и познакомиться с новыми людьми», желание «поработать в команде с действующим социальным педагогом, а также попробовать свои силы». ✔️ Что дало вам участие в Олимпиаде? То, что в большинстве ответов будет про опыт (новый, интересный), было ожидаемо. Удивительным и приятным стало то, что студенты осмысляют этот опыт с позиции собственных дефицитов: понимание того, «над какими качествами нужно поработать», «где мне нужно укрепить свои знания и навыки», «в каких знаниях и умениях есть дефициты и на что следует обратить внимание в дальнейшем». А ещё – «веру в то, что старания всегда окупятся». ✔️ Как вы отнеслись к идее парного выступления в заключительном этапе? Что дало вам общение с вашим напарником? Ответы, пусть и разными словами, про одно: «Считаю это полезным обменом актуальными знаниями между социальным педагогом и студентом». Т.е., и «взрослые» педагоги понимают, что учиться нужно всегда, а наставничество – процесс двусторонний. Взаимодействие даёт «новые темы для размышлений», «прокачку навыка командной работы», «понимание того, что есть люди, которые думают также, как и ты, что все когда-то переживали сложные периоды адаптации к профессии на практике», а главное – «мотивацию работать в дальнейшем в сфере образования, в частности, социальным педагогом» ✔️ Какой, по-вашему, должна быть следующая Олимпиада? Основной смысл ответов – Олимпиада должна продолжаться! Да, есть рекомендации организаторам и по поводу конкурсов, и по поводу регламентов, но главное – «следующая олимпиада должна быть такой же интересной». И совет, к которому мы обязательно прислушаемся: «чтобы не было ограничений по возрасту, обидно, что только для социальных педагогов до 35 лет, ведь у нас в городе много опытных социальных педагогов». Итак, перефразируя известное высказывание, Олимпиада закончилась. Да здравствует Олимпиада! Видео с мероприятия можно посмотреть по ссылке Проект реализован при поддержке Росмолодёжь.Гранты #РосмолодёжьГранты #Росмолодёжь
28 февраля 2025
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Факультет психологии и специального образования Информационное письмо Уважаемые коллеги! 27-28 февраля 2025 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи». Конференция проводится кафедрой социальной педагогики факультета психологии и специального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» в смешанном формате: очно – в Научной библиотеке ТГПУ по адресу: 634061, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, д. 66; в учебных аудиториях учебного корпуса №1 ТГПУ по адресу: 634041, Томская область, г. Томск, пр. Комсомольский, д. 75; Цель конференции: объединить усилия ученых и практиков в поиске эффективных путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи. 27 февраля 2025 года (время томское) Место проведения: Научная библиотека ТГПУ (ул. Герцена, 66) 9.30-10.00 – Регистрация участников 28 февраля 2025 года (время томское) Место проведения: учебный корпус №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75) 10.00-14.00 – Интерактивные площадки (практикумы, мастер-классы) Формы участия в конференции: Заявки на участие в конференции: Координатор конференции – Байгулова Наталия Васильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, тел. 8-905-992-57-04 (связь по Ватсапу или Телеграмм), baigulovanv@tspu.ru Презентационные материалы необходимо выслать 24 февраля 2025 г. на почту: baigulovanv@tspu.ru Участие бесплатное. Докладчики / модераторы мастер-классов / практикумов / лекторы / участники фестиваля настольных игр получат сертификаты в электронном виде. Проект программы конференции представлен в приложении 1 к информационному письму. Окончательная версия программы конференции будет разослана всем зарегистрированным участникам 25-26 февраля 2025 г.
12 февраля 2025
Вручение дипломов первому набору по магистерской программе "Управление человеческими ресурсами"
По мнению декана Каракуловой О.В. : Выпускница первого выпуска Анастасия: «Пришла учиться в глубочайшей депрессии. Во время обучения узнала много новых людей,своих одногруппников, познакомилась с профессионалами своего дела — нашими преподавателями, наставниками и просто прекрасными людьми. Кроме этого получила огромный багаж знаний, которые несомненно пригодится мне в будущем. В общем от депрессии не осталось и следа: работа над собой, общение с классными людьми и познание нечто нового сделали свое дело. Спасибо за всё». Дмитрий: «Процесс обучения поставлен идеально, информацию доносят понятным языком. Преподаватели помогают раскрыть свой личный потенциал и направить в нужное русло». Елена: «Результаты превзошли ожидания! Полученный диплом — это начало нового пути. Даже и не думала, что мне ТАК понравится учиться. Шла в ТГПУ потому, что надо было,а училась и закончила потому,что хотела. Каждую сессию с огромным удовольствие приходила в университет. Педагоги просто волшебники — учебу сделали интересной игрой!»
5 февраля 2025
Студенка ИДИА участник проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти».
12 мая 2025 года в Барнауле состоялось Межрегиональное родительское собрание-презентации «Как рассказывать детям про жизнь в оккупации времён Великой Отечественной войны?» в рамках проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти». Участники: представители родительской общественности (родительских сообществ), представители педагогической общественности (образовательных организаций) Алтайского края и субъектов Сибирского федерального округа. В качестве спикера выступила студентка 5 курса ИДиА ФДиНО Томского государственного педагогического университет, молодой педагог - учитель начальных классов Северского физико-математического лицея, Валивач Алёна на Межрегиональном родительском собрании-презентации «Как рассказывать детям про жизнь в оккупации времён Великой Отечественной войны?» в рамках проекта «Без срока давности. Дорогами семейной памяти» с практико-ориентированным докладом «Укрепление родственных связей и сохранение исторической памяти о ВОВ с помощью проектной деятельности». Проект был реализован в 3Б классе, где с детьми работали над созданием «Книги памяти», посвящённой 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Этот проект был важным шагом в воспитании патриотизма, уважения к истории и героям нашей страны. Проектная деятельность включала в себя три этапа: подготовительный, исследовательский, практический, презентационный, и на каждом этапе включались дети, родители и педагог. "На подготовительном этапе в класс приходил представитель поискового отряда и дети узнали о том, почему все еще продолжаются поиски пропавших людей в годы Великой Отечественной войны. Также прошел Разговор о важном ко дню Героев Отечества. Детям было важно узнать, что память важно сохранять и бережно продолжать передавать от поколения к поколению, чтобы в их сердцах вечно жили люди, отдавшие свою жизнь ради мира на русской земле. Так и родилась совместная идея создания «Книги памяти». Далее ребята приступили к более глубокому исследованию, рассказывали о своих родственниках, рассматривали медали, старые фотографии, рассуждали кто где жил и откуда был призван на войну. На контурных картах мы проложили путь каждого героя, о котором была найдена информация, что позволило углубить и расширить знания географии нашей страны и потом оформили книгу не просто как сборник фактов, а как произведение, которое объединяет личные истории и большую историю класса. Родители поддерживали детей в поиске информации, помогали рассказать историю семьи и найти документы, фотографии, письма, которые могли бы дополнить материал, стали активными соучастниками проекта", - делится впечатлениями Алена Валивач. Проект «Книга памяти» важен не только как способ сохранить память о тех, кто сражался за Родину, но и как способ передать знания и чувства детям. Война - это не просто страшные события в истории, это переживания, утраты, победы, которые, через личные истории, становятся гораздо ближе и понятнее. Проект позволил детям осознать, что Великая Отечественная война - это не просто исторический факт, это часть нашей личной истории. Благодаря проекту дети не только познакомились с событиями войны, но и начали понимать, что каждая судьба, каждая жизнь важна и стоит быть сохранённой в памяти. «Книга памяти» - это не просто книга, это живое свидетельство, которое объединяет поколения. Важно, что для многих семей благодаря этому проекту появилась возможность восстановить память об истории предков, сформировалось понимание о значимой связи поколений с историей страны, уважение к ветеранам и их подвигам. Самое главное достижение, что дети научились ценить и изучать историю своей семьи, а также выражать благодарность своим родственникам», - отмечает директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая.
14 мая 2025
"Славе не меркнуть - традициям жить! - выставка художественных работ студентов ФКИ ИДиА
С 21 апреля по 6 июня 2025 года в Томской области проходят XXXV Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в рамках Дней славянской письменности и культуры. Они объединяют жителей региона для обсуждения важных исторических и духовных вопросов. Основная тема этого года - «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Программа чтений включает разнообразные события: конференции, круглые столы, концерты, выставки, пленарное заседание, городской крестный ход. С 28 апреля по 25 мая в рамках чтений в помещении ТОУНБ им. А.С. Пушкина (переулок Батенькова, 1) проходит выставка художественно-творческих работ «Славе не меркнуть – традициям жить», участниками которой являются студенты кафедры музыкального и художественного образования факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ. В выставочной экспозиции 13 графических работ, авторами которых являются: Гончарова Злата, Татарникова Яна, Гарбузова Екатерина, Серова Екатерина, Егорова Ева, Бассауэр Ирина, Булатов Иннокентий, Соколова Александра, Пронских Алина, Тагаева Александра, Стрекаловская Александра, Иванова Татьяна. Будущие педагоги-художники выполняли работы на тему Великой Отечественной войны под руководством доцента кафедры музыкального и художественного образования Николая Андреевича Долгих.
13 мая 2025
Педагог нового поколения: универсальность, цифра и любовь к детям – интервью директора ИДиА
Педагог нового типа – это вовлеченный и многопрофильный специалист, который может обеспечить качественное образование для дошкольников, учащихся начальной и средней школы, а также в рамках дополнительных и творческих занятий. Именно таких педагогов мы готовим в Институте детства и артпедагогики, на базе которого ведут деятельность два факультета: факультет дошкольного и начального образования и факультет культуры и искусств. ... Какие вступительные экзамены и сколько бюджетных мест? Чтобы поступить на направления высшего образования, нужно сдать два обязательных экзамена – это русский язык и обществознание. На программу «Начальное образование и Дошкольное образование» в 2025 году будет 28 бюджетных мест. Третий предмет на выбор: математика (профильная), литература, история или биология. По профилю «Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства)» в 2025 году будет 12 бюджетных мест, а третье испытание – рисунок. Для программы «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» (в 2025 году 12 бюджетных мест) – рисунок, живопись и композиция; для «Хореографического искусства и Дополнительного образования» (в 2025 году десять бюджетных мест) – основы классического танца, современного и народно-сценического танца. Если говорим про «Музыку и Дополнительное образование» (в 2025 году пять бюджетных мест), то это сольфеджио, игра на музыкальных инструментах и сольное пение. Почему такие испытания? Потому что ребята, которые приходят на творческие программы, чаще всего занимались в художественной, музыкальной школе или хореографическом коллективе и какие-то навыки уже имеют. Для поступления на программу среднего профессионального образования школьники получают аттестат после девятого класса и приходят к нам на собеседование. Какого абитуриента вы ждете? В целом, абитуриенты приходят к нам в Институт уже с осознанным решением связать себя с теми профессиями, по которым мы готовим. На мой взгляд, важные качества нашего абитуриента – любовь к детям, понимание ребенка, умение находить выход из нестандартных ситуаций. Также важно, конечно, быть творческим и нескучным, на креативном драйве.
7 мая 2025
Сборник материалов научно-практической конференции, посвященный 150-летию дошкольного образования
Кафедра дошкольного образования Института детства и артпедагогики в завершении работы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию дошкольного образования издала сборник материалов "Исторические и современные реалии дошкольного образования" под редакцие Ольги Ивановны Киселевой, к.филол.н., доцента кафедры, Татьяны Николаевны Яркиной, к.пед.н., заведующего кафедрой. Сборник включает материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исторические и современные реалии дошкольного образования», посвященные проблемам повышения качества образования детей дошкольного возраста и подготовки педагогов дошкольного профиля, пониманию места истории как ресурса развития современного дошкольного образования. Предназначен для всех интересующихся вопросами истории дошкольного образования, актуальными образовательными и воспитательными практиками, реализуемыми с детьми дошкольного возраста.
7 мая 2025
Участие в региональной студенческой олимпиаде искусства "Образ"
Студенты факультета культуры и искусств ИДиА ТГПУ стали победителями и призерами IV Региональной студенческой олимпиады искусства «Образ» (г. Новосибирск). Олимпиаду для обучающихся вузов провели наши друзья и коллеги – сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета. Девять студентов ФКИ ИДиА выступили в разных номинациях. В треке «Графика» лучшей стала Арина Рыбина с натюрмортом в стилизованной форме. Возможностью попробовать свои силы, заявить о себе, получить обратную связь от профессионалов олимпиада стала для другой нашей студентки Анастасии Лавровой, которая взяла приз зрительских симпатий в номинации «Живопись». Сопровождала студентов и выступала членом жюри олимпиады доцент кафедры музыкального и художественного образования ФКИ ИДиА Евгения Викторовна Соснина. Педагог отметила, что конкурс позволил повысить качество подготовки, вдохновить студентов на глубокое изучение профессии и активизировать их творческий потенциал. Кроме того, олимпиада способствовала укреплению делового партнерства и взаимодействия между образовательными учреждениями.
30 апреля 2025
Вторую неделю сентября (с 8 по 12 сентября) на базе многопрофильного центра «Солнечный» (с. Калтай Томской области) собрались 150 советников директоров по воспитанию из пяти регионов России. Участники погрузились в разнообразные практики, обогатили свой профессиональный инструментарий , а также наладили взаимодействие. Магистранты ИРПО взяли на себя разные аспекты проведения мероприятий, обеспечивая гладкий ход большого события (Филимонов Даниил Денисович, магистрант группы 1452/3М; Скорнякова Софья Игоревна магистрант группы 1452/3М). Сотрудники и аспиранты института активно участвовуют в содержательной части: Это мероприятие стало не только образовательным, но и вдохновляющим опытом для всех участников. Участники отметили, насколько полезно и интересно было погрузиться в такие практики, обмениваясь знаниями и идеями. Благодарим всех организаторов и участников за вклад в развитие педагогического сообщества!
11 сентября 2025
Зарегистрироваться на участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации – 2025» можно до 19 сентября на портале Госуслуги: https://www.gosuslugi.ru. Как зарегистрироваться: Не упустите шанс принять участие в массовом забеге всей страны! Отвественный: Диденко Евгений Иванович, магистрант группы 1442/3М, куратор спортивного направления ИРПО
9 сентября 2025
магистранты ИРПО приглашают на празднование 130-летия посёлка Самусь!
В программе: В концертной программе праздника выступит: Спортивный казачий клуб «РУБИ» вместе с казачьим ансамблем «Отрада». Зрителей ждёт яркое и динамичное выступление: казачья песня в исполнении ансамбля, сопровождаемая мастерской фланкировкой от спортсменов клуба. Приглашаем всех окунуться в колоритную и доблестную казачью культуру!
4 сентября 2025
Магистранты ИРПО активно участвуют в мероприятиях, посвященных началу учебного года
Магистранты Института развития педагогического образования, реализующие проект "Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций сибирских казаков", сотрудничают с образовательными организациями и вовлекают в воспитательный и образовательный процесс, направленный на работу по внедрению казачьего компонента в воспитание и образование молодого поколения. 1 сентября 2025г. казаки ССКО активно участвовали в масштабных поздравлениях для школ-интернатов и посёлков Уртам и Моряковка — проект от СХК прошёл на ура. Дети, педагоги и взрослые были по-настоящему счастливы и благодарны. Локации работали с полной отдачей: Мероприятие оставило приятные впечатления у всех присутствующих. Все довольны: дети, педагоги и взрослые счастливы, казаки — с чувством выполненного дела.
3 сентября 2025
День Знаний в ИРПО : старт для успешного обучения в магистратуре и аспирантуре
1 сентября 2025 для магистрантов и аспирантов Института развития педагогического образования ТГПУ прошел организационный сбор и знакомство с Институтом и Научной библиотекой им. А.М. Волкова в формате квеста. Посещая ключевые локации корпуса, магистранты и аспиранты узнали структуру ИРПО, познакомились с информационными ресурсами и узнали возможности Научной библиотеки им. А.М. Волкова. Завершился квест общим сбором, где состоялись выборы старост, торжественное награждение участников и, конечно, общее фото на память о начале этого важного пути. Приветствуем в рядах Томского государственного педагогического университета Магистрантов направлений подготовки: Аспирантов научных специальностей: Коллектив Института развития педагогического образования от всей души поздравляет первокурсников с началом учебного года! Мы желаем вам ярких научных открытий, интересных проектов, плодотворной работы и незабываемых лет в стенах ТГПУ. Пусть ваша энергия и стремление к знаниям приведут к блестящим результатам!
2 сентября 2025
|