Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова

Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024

1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».

23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ
Образовательная программа Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении, помимо занятий, включает и ряд специальных мероприятий, расширяющих знания студентов о России. Одним из таких стала творческая встреча «Знакомство с русской культурой».
8 октября 2025
В Институте иностранных языков и международного сотрудничества прошла серия мероприятий, посвященная празднованию Дня учителя.
Студентка магистратуры ИИЯМС ТГПУ в финале престижного конкурса «Магистры русского языка»
Студентка 2 курса 242М группы ИИЯМС ТГПУ Елена Владимировна Данекина стала финалисткой конкурса «Магистры русского языка», организаторами которого являются Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному сотрудничеству (Россотрудничество) и ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет».
Первый снег, куклы и славянские мифы: Незабываемая экскурсия по Томску для иностранных студентов
Как можно поздравить учителя с праздником и одновременно узнать новое для иностранных студентов?Конечно, устроить совместное путешествие!
Международная научная конференция «Дульзоновские чтения» в ТГПУ
9–12 октября 2025 года.
Научное событие войдет в программу празднования университетом 125-летнего юбилея доктора филологических наук, лингвиста, этнографа и археолога, исследователя языков и культур коренных народов Сибири, германиста Андрея Петровича Дульзона.
Новости 1 - 5 из 897
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СКОРБИТ
28 октября 2025 года в возрасте 65 лет после тяжёлой болезни ушел из жизни Белоусов Андрей Валерьевич – человек, многие годы жизни которого неразрывно связаны с институтом физической культуры и спорта ТГПУ.
Андрей Валерьевич – выпускник факультета физической культуры Томского государственного педагогического института 1990 года, Мастера спорта СССР, кандидат педагогических наук, доцент.
С 1992 по 1998 годы он заведовал кафедрой спортивных дисциплин, являлся заместителем декана по воспитательной работе факультета физической культуры ТГПУ.
С 1998 по 2014 годы Белоусов А.В. на разных руководящих должностях работал в администрации Города Томска и Томском политехническом университете.
В 2014 году Андрей Валерьевич стал деканом факультета физической культуры и спорта ТГПУ.
29 октября 2025
Праздник первокурсников ТГПУ, посвящённый Дню Учителя, прошёл 9 октября 2025 года
9 октября в стенах Томского государственного педагогического университета собрались команды первокурсников всех факультетов и институтов, чтобы отметить День Учителя ярким спортивно-развлекательным мероприятием.
На празднике приняли участие команды восьми факультетов и институтов:- Институт детства и артпедагогики – ИДиА
- Институт иностранных языков и международного сотрудничества – ИИЯМС
- Историко-филологический факультет – ИФФ
- Технолого-экономический факультет – ТЭФ
- Факультет психологии и специального образования – ФПСО
- Институт физической культуры и спорта – ИФКС
- Объединённая команда физико-математического факультета – ФМФ и биолого-химического факультета – БХФ
13 октября 2025
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
26 сентября 2025 года в ТГПУ состоялось Первенство Томского государственного педагогического университета по легкоатлетическому кроссу «БЕГ ПАТРУЛЕЙ – 2025», посвящённое Международному дню студенческого спорта.Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ
С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 272
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
VI открытый отборочный межвузовский Чемпионат по стандартам Worldskills в 2022 году проходил на базе Национального исследовательского Томского государственного университета.
Студенты ТЭФ в лице, Муливенко Елизаветы, студентки 3 курса, обучающейся по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности и Майкова Дениса, студента 1 курса, обучающегося по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн приняли внеконкурсное участие по компетенции «Предпринимательство».

Всего по данной компетенции было заявлено 8 команд, включая представлялей ТГУ и других университетов города Томска.
Студенты ТЭФ представляли на Чемпионате авторский проект «Мастерская игрушек «Лисичкин дом»». Руководителем команды ТГПУ выступила директор бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства ТГПУ Наумова Людмила Владимировна.
«Несмотря на то, что в «зачете» могут участвовать только студены вузов, которые имеют статус ассоциированного партнера Союза Ворлдскиллс, тем не менее, участие вне конкурса дало возможность нашей команде проверить свои знания, набраться опыта, получить конструктивный фидбек от экспертов - опытных предпринимателей, позволяющий понять и усилить свои слабые стороны», -прокомментировала Людмила Владимировна.

Выбор названия авторского проекта студентов ТЭФ не был случайным, так как в этом мире не найдется ребенка, у которого дома не было бы ни одной игрушки. Стиль, вкус, тенденции могут быть разными, но любовь к игрушкам никогда не уйдет из детского сердца, именно поэтому бизнес, основанный на производстве игрушек, считается вечнозеленым бизнесом, который никогда не потеряет своей актуальности, поскольку самый большой сегмент этого рынка — дети. Вполне естественно, что студенты педагогического университета выбрали именно эту целевую аудиторию.

Лисицы-матери считаются одними из самых заботливых, приспосабливаемых и умных животных при воспитании детенышей. Команда проекта готова стать такими же заботливыми, внимательными, креативными, трепетно относящимися к чувствам детей лисами для всех детей.
Помимо этого, лиса олицетворяет множество качеств, которые вполне отождествляются с современным предпринимателем:
- Хорошо развиты инстинкты для охоты и выживания, умеет распознавать ловушки - без чего не выжить в мире современной конкуренции.
- Умеет приспосабливаться к новым ситуациям и проблемам - качество абсолютно необходимое для VUCA-мира.
- Хитра, умна и стремительна - отличный выбор для представления гибкого бизнеса, который готов меняться к лучшему по требованию потребителей.
- Мудрость неотъемлемая характеристика лис – это то что помогает оставаться на шаг впереди обстоятельств, которые нас окружают.
- Ярко рыжий цвет ее шубки ассоциируется с энергией, динамизмом и страстью – без страсти, без увлечения нет бизнеса.
- Они обладают духом, который хорошо сочетается с независимой модой и стилем.
«Подобные мероприятия очень важны, в первую очередь, для приобретения опыта участия в конкурсных мероприятиях и для выстраивания собственной образовательной траектории, направленной на построение будущей карьеры», - подвели итог студенты ТЭФ.
7 июня 2022
СТУДЕНТЫ ТЭФ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ВО «ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ»
75 выпускников технолого-экономического факультета ТГПУ в своих альбомах воспоминаний почти закрыли страницу под названием «Университет» и готовятся открыть новую под названием «Взрослая жизнь». Праздник последнего звонка, прошедший в стенах актового зала Технопарка ТГПУ, был посвящен совместным моментам студентов и преподавателей, которые они пережили за годы обучения.

Первой с прощальным словом к своим студентам обратилась декан факультета Елена Владимировна Колесникова:
«Дорогие выпускники, преподаватели и гости этого замечательного праздника! Хоть и говорят, что последний звонок бывает лишь раз в жизни – по окончании школы, но сегодня мы доказываем обратное. Сегодня последний звонок звенит для тех людей, которые благодаря своему упорству и трудолюбию дошли до финиша и являются без пяти минут дипломированными педагогами. Я хочу пожелать вам, дорогие выпускники, никогда не останавливаться на достигнутом и развиваться, идти по жизни с высоко поднятой головой и верить в свой успех».

Вместе с заместителем декана по учебной работе Валентиной Николаевной Кобяковой глава факультета наградила всех студентов благодарственными письмами за активную поддержку факультетской жизни в период обучения.

С ответными словами благодарности преподавателям за веру, искренность, поддержку и ценные наставления выступили студенты. Ребята исполнили песню собственного сочинения про жизнь в Томском Педагогическом, поблагодарили университет за предоставленную возможность реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, а педагогов – за чуткость, терпение, профессионализм и устойчивый характер.
«Я благодарен Томскому Педагогическому за то, что дал мне понять, кто я, какое будущее я хочу для себя, помог раскрыть свой творческий внутренний мир, – говорит студент группы 1171 Владимир Терентьев. – Сегодня я оканчиваю вуз и уже работаю лаборантом в деканате факультета и не собираюсь останавливаться на достигнутом: впереди меня ждет обучение в магистратуре ТГПУ».
Поздравила выпускников и зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности Елена Станиславовна Синогина:
«У вас начинается новый этап самостоятельной жизни. Я хочу сказать, что в этих стенах вы приобрели одну из важнейших профессий современности. Желаю вам в своей профессиональной деятельности быть доброжелательными, отзывчивыми и понимающими, несите звание педагога с честью и достоинством».
Танцевальная команда ТЭФ внесла в праздник элемент прекрасного и подарила гостям завораживающий номер, с которым выступала на конкурсе ТГПУ «Танцуй за факультет». А группа 1183 перед зрителями на сцене нарисовала картину с признанием в любви к университету и факультету, которая будет передана в деканат и займет почетное место в память о творческих студентах. Анастасия Шмидт, активистка факультета, прочитала присутствующим стихотворение о светлом будущем, которое ждет без пяти минут профессиональных педагогов после защиты дипломных работ. Выпускниками 785 группы под трогательную мелодию были высказаны слова благодарности преподавателям за то, что были с ними, поддерживали и не давали опускать руки в трудные периоды студенческой жизни.


Ведущий специалист по учебно-методической работе факультета Эльмира Минияровна Мингаздинова в формате стендапа вспомнила веселые моменты из жизни выпускников и пожелала им личностных побед, позитивного настроя и яркой молодости.

С последним поздравлением и памятным подарком для активистки Ирины Нагибиной выступил руководитель видеографов ТВ ТГПУ Григорий Петров, который поблагодарил студентку за титанический труд в создании памятных видеороликов для университета.
В конце праздника выпускники получили белые воздушные шары, как символ чистой страницы своей книги жизни, написали на них пожелания себе на будущее и выпустили в небо.
7 июня 2022
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Областного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла: традиции и тренды 2022».

Конкурс проходил с 30 апреля 2022 года по 30 мая 2022 года.
В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы общего, дополнительного и профессионального образования, педагогические работники.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ и педагогические работники образовательных учреждений.
Проведение Конкурса обеспечило развитие и популяризацию искусства создания куклы авторской концепции; продвижение и поддержку талантливых обучающихся, педагогов и мастеров; удовлетворение существующего в обществе интереса к новому направлению в современном искусстве «Авторская кукла» с использованием рукодельных техник декоративно-прикладного творчества, элементов технического творчества, а также STEAM-технологий и др.; воспитание чувства гармонии и красоты через соприкосновение с искусством создания куклы; развитие творческих инициатив в сфере художественного ремесла и технического творчества; формирование предпринимательской культуры в плане реализации куклы как сувенирной продукции.
3 июня 2022
Итоги Областного конкурса-выставки «Отходы в доходы»
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Областного конкурса-выставки «Отходы в доходы». Основной целью конкурса является приобщение детей и взрослых к экологическим проблемам образования и утилизации отходов с точки зрения предпринимательства.
Конкурс проходил с 1 апреля 2022 года по 31 мая 2022 года.
В нем приняли участие обучающиеся системы высшего, среднего профессионального и основного общего образования.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ, специалисты ОГБУ «Облкомприрода» и Томского областного художественного музея.
Проведение Конкурса обеспечило поддержку интереса к проблеме накопления отходов производств и потребления, выявлению новых путей использования и утилизации разных видов отходов.
На конкурс были представлены работы из металла, отходов ткани и старой одежды, пластика, предложены идеи экологического такси, эко-стиля в современном интерьере, ручного отлива из отработанной бумаги, создание поделок (оригами, киригами, пейп-арт, айрис фолдинг, коллаж, папье-маше) из макулатуры, даны конкретные рекомендации по проведению экологической ярмарки, эколого-просветительской работы и оптимального использования полиграфических услуг центра «Солнечный». Доход от полученной продукции и услуг студенты предлагают направлять на благотворительные цели, помогая детям из детских домов.
Победители конкурса
В номинации Научно-исследовательская работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»
- студенты ТГПУ Матвеев П.Н., Монастырева Ю.И., Попова А.Д., Ерлан А., Чалбаш М.Э. с работой «Особенности рационального пользования полиграфическими услугами в условиях тяжелой экономической ситуации 2022 года».
В номинации Проектная работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»
- студенты ТГПУ Негметжанова Е.Г., Бичева И.А., Перегоедова А.В., Лебедева С. И., Ефремова Я.А. с работой «Экологические ярмарки».
В номинации «Арт-объект из вторичного сырья»
- студентка ТГПУ Малык Евгения с работой «Игрушки из вторсырья»;
- студенты Томского Коммунально-строительного техникума Шаховский Андрей, Кулик Вячеслав, Череватая Анна, Липин Егор с работой «Свет знаний»;
- ученица 8 класса СОШ № 88 имени А. Бородина и А. Кочева Гимазова Диана Маратовна с работой «Предметы интерьера из бытовых отходов».
«Особенно впечатлила группа 1181, которая попыталась систематизировать всевозможные идеи о том, как превратить отходы в доходы согласно общепринятым модным направлениям и стилям. Студенты подробно описывали стилистические приемы, символы и смыслы того или иного стиля и предлагали модификацию дорогих деталей посредством экологических материалов и подручных средств. Это не должно было нарушать структуру стиля и показать, что наиболее важна художественная идея авторов, а не дороговизна материалов», - высказалась Санфирова О.В.
И сами студентки отметили повышенный интерес к данной работе. «Стилизовать пространство посредством того, что имеется у нас под ногами - это не просто модный процесс, но и экономическая целесообразность в кризисных реалиях, что делает данный проект актуальным», – отметила Осипкина Ю.
«Действительно, предпринимательские идеи по использованию вторсырья могут быть основами для выставок и ярмарок, так как выставочная деятельность способна популизировать и донести глобальные фундаментальные идеи до целевой аудитории, привлечь внимание, актуализировать данные технологии, расширить художественное восприятие населения и заставить их задуматься об экологической целесообразности подобных дел», - высказала свое мнение Ефремова Я.
«Отходы в доходы – не просто попытка реализовать экономический проект с точки зрения вопросов переработки, это работа над переосмыслением современных духовно-нравственных процессов. Она учит нас наблюдательности, любознательности, вопросам удивления и творческого переосмысления этого мира», – констатировала Малык Е. «Поэтому, чтобы нарисовать арт-объект мне понадобилось, – говорит Евгения – вспомнить свое детство, почувствовать окружающую реальность, подумать о том, каким богатством обладает для меня действительность, мой родной край. Какие ценности и смыслы актуализированы в моем окружении».
Участниками конкурса-выставки было отмечено, что необходимо начинать с себя, со своей семьи в решении проблемы образования отходов. «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
На кафедре экономики и предпринимательства уже сформирована экологическая привычка сбора макулатуры. Формирование ответственного экологического поведения преподавателей и студентов ТЭФ в области сбора макулатуры – будущая задача кафедры экономики и предпринимательства.
2 июня 2022

Уважаемые студенты и преподаватели!
Приглашаем Вас 2 июня 2022 года в 15.00 на торжественное мероприятие в честь Последнего звонка «Сфотографируемся на память?». Мероприятие состоится по адресу: пр. Комсомольский, 75, актовый зал.
Вас ждёт праздничная атмосфера, приятное общение, радостные улыбки, весёлые воспоминания!
1 июня 2022
Новости 311 - 315 из 725
Начало | Пред. | 61 62 63 64 65 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
Участие студентов, выпускников и ППС БХФ на конференции
ППС факультета, студенты, выпускники и учителя приняли участие в XIII Всероссийской научно-методической конференции «Преподавание естественных наук, математики иинформатики в вузе и школе», посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора кафедры физики и методики обучения физике Румбешта Елены Анатольевны.
5 ноября 2025
29 октября 2025
Студенты БХФ на профессиональном конкурсе "Нам доверяют детство!"
Как проходили конкурсные испытания команды 4 курса в педагогическом конкурсе "Нам доверяют детство".
29 октября 2025
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»
15 мая 2025 г в СибГМУ состоялся межвузовский этап Региональной олимпиады студентов вузов Томской области по дисциплине: «Нормальная физиология».
17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
Новости 1 - 5 из 55
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
![]() |
Уважаемые друзья – дошкольники, учащиеся 1-9 классов! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском образовательном марафоне «Гордимся прошлым, ценим настоящее, верим в будущее». Викторина «Спорт и здоровье». Регистрация и приём работ до 25 июня 2024 года. |
31 мая 2024
Всероссийский конкурс «Россия начинается с детства»
![]() |
Уважаемые друзья – дошкольники, обучающиеся 1-11 классов, педагогические работники! Приглашаем принять участие во Всероссийском конкурсе «Россия начинается с детства» в рамках Всероссийского фестиваля «Таланты России». Регистрация и приём работ до 25 июня 2024 года. |
31 мая 2024

Центр дополнительного образования и развития компетенций ФГБОУ ВО ТГПУ предлагает пройти обучение по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации):
«Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы общего и дополнительного образования» (36 ч).
29 мая 2024
Викторина «Наша история! Наша победа!»
![]() |
Уважаемые друзья – дошкольники, учащиеся 1-9 классов! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском образовательном марафоне «Гордимся прошлым, ценим настоящее, верим в будущее». Викторина «Наша история! Наша победа!». Регистрация и приём работ до 25 мая 2024 года. |
2 мая 2024
Всероссийский конкурс «Победный май»
![]() |
Уважаемые друзья – дошкольники, обучающиеся 1-11 классов, педагогические работники! Приглашаем принять участие во Всероссийском конкурсе «Победный май» в рамках Всероссийского фестиваля «Таланты России». Регистрация до 25 мая 2024 года. Приём работ до 25 мая 2024 года. |
2 мая 2024
Новости 31 - 35 из 342
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
В преддверии Дня защитника Отечества, на Историко-филологическом факультете был проведен традиционный спортивный конкурс для юношей "Богатырь ИФФ", организаторами которого выступили Студсовет факультета и Секция самообороны. 19 февраля, в 18:00 в малом спортивном зале корпуса №8 ТГПУ 7 юношей собрались с целью помериться силушкой богатырской.
Материал подготовлен Глебом Балабаевым, 334 гр.
26 февраля 2015
Вниманию абитуриентов!
28 февраля 2015 г. в Томском государственном педагогическом университете проводится День открытых дверей для желающих поступить в магистратуру.
Приглашаются все желающие!
25 февраля 2015
25.02.2015 - Курсы польского языка
Внимание!
Занятия в группе польского языка для начинающих будут проходить с 1 марта 2015 г. по вторникам и четвергам с 17.30 в 215 ауд. (Польский центр) в корпусе №8 ТГПУ (ул. К. Ильмера, 15/1, Каштак).
Первое занятие состоится 3 марта (во вторник).
Приглашаются все желающие!
25 февраля 2015
Внимание!
Занятия в группе польского языка для начинающих будут проходить с 1 марта 2015 г. по вторникам и четвергам с 17.30 в 215 ауд. (Польский центр) в корпусе №8 ТГПУ (ул. К. Ильмера, 15/1, Каштак).
Первое занятие состоится 3 марта (во вторник).
Приглашаются все желающие!
25 февраля 2015
Коллектив ИФФ поздравляет доцента кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе Л.И. Ермоленкину с Днём рождения!


Уважаемая Лариса Ивановна!
Примите наши сердечные поздравления и пожелания доброго здоровья, удачи в делах, радости в жизни, свершения задуманных планов, счастья и благополучия
Коллеги
24 февраля 2015
Новости 316 - 320 из 1399
Начало | Пред. | 62 63 64 65 66 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Открытая лекция о детях с РАС («дети дождя»)
Во Всемирный день распространения информации об аутизме 2 апреля 2025 года, старший преподаватель кафедры дефектологии Е.А. Филимонова провела открытую лекцию на тему «Изучение, образование и реабилитация лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)» с целью привлечения внимания общественности к проблеме аутизма. Участниками лекции стали студенты ФПСО и ИИЯМС.
Началом лекции стала трогательная песня «Мы просто другие! Мы живём на другой глубине!» о ранимости и беспомощности ребёнка с аутизмом.
Елена Анатольевна представила краткую историю отечественных и зарубежных исследований аутизма; отметила актуальные проблемы (рост численности аутичных детей; недостаточная изученность патогенеза и этиологии РАС; сложности ранней и дифференциальной диагностики; недостаточность развития системы раннего вмешательства); раскрыла сущность «триады аутизма» (Lorna Wing) и специфику диагностики.
Главное внимание было обращено на яркие аутистические особенности в развитии детей с РАС: избирательность контактов с окружающими; сенсомоторные нарушения (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные, моторные, обонятельные, вкусовые дисфункции); нарушения эмоциональной сферы (эмоциональная холодность, тревога, крики, гиперсензитивность, моторные истерики, агрессия, аутоагрессия, страхи (фобии) на шумы окружающего мира и громкие голоса людей; речевые и коммуникативные нарушения (мутизм, эхолалии, редкость местоимения «я», странные эмоциональные интонации).
Лектором были отражены элементы образовательных, коррекционно-развивающих, психокоррекционных технологий: ЛФК (лечебная физическая культура), АФК (адаптивная физическая культура), Холдинг-терапия на формирование контактности и эмоционально-волевой стабильности; АВА-терапия (Р. Шрамм) на улучшение социально-значимого поведения и коррекцию нежелательного поведения; сенсорная интеграция (Э. Дж. Айрес) на превращение сенсорной информации в сенсорный опыт; сенсорная и пищевая (безглютеновая, безказеиновая, безсульфатная) диеты на стимуляцию сенсорных систем и формирование пищевого поведения; альтернативная коммуникация (система обмена карточками PECS, Э. Бонди, Л. Фрост) и др.
Е.А. Филимонова отметила, что в мировой практике современных специалистов в области коррекции аутистических нарушений активно применяются: пет-терапия (лечение животными): канистерапия (лат. сanis- собака), фелинотерапия (felis – кошка), иппотерапия, дельфинотерапия, робототерапия (робот как психотерапевт, посредник в обучении, общении, играх.
Студентам были показаны специфические методы коррекции аутистических нарушений с использованием дидактических пособий и сенсорных девайсов: «подкрепление», «подсказки», визуальные планы, расписание, су-джоки, карточки PECS, музыкальные инструменты, силиконовые игрушки, антистрессы, игрушки-сквиш, светящиеся и звучащие девайсы, конструкторы, пазлы и др.
Кратко, были рассмотрены семейные проблемы родителей, воспитывающих детей с РАС (чувство вины, стыда, бессилие, усталость, одиночество, пролонгированный стресс, разочарование): необходимость реконвалесценции (принятие ребёнка со всеми его индивидуальными возможностями, особенностями, способностями, странностями); участие в тренингах родительских умений, практикумах по сенсорной интеграции, тематических праздниках, спортивных играх и др. Кроме того, корректное семейное воспитание является для ребёнка с РАС основополагающим фактором в его успешной адаптации к окружающему миру и самореализации в социуме.
Таким образом, теоретические рекомендации и практические методы, представленные в ходе открытой лекции, помогут будущим педагогам овладеть методическими и коррекционными приёмами и сформировать навыки, необходимые для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
11 апреля 2025
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это комплексный процесс, в котором задействованы психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог, врачи, инструктора по лечебной физкультуре, массажист. Слаженное взаимодействие этих специалистов позволяет перейти ребенку на более высокий уровень развития. Психолог работает с эмоциональным состоянием ребёнка, помогая справляться с тревогой и формировать мотивацию. Нейропсихолог развивает когнитивные функции: внимание, память, мышление. Логопед и дефектолог работают над преодолением речевых и коммуникативных трудностей, адаптируя методы под индивидуальные потребности и возможности ребенка. Врачи (неврологи, педиатры) следят за здоровьем, назначая терапию и медикаменты. А инструкторы ЛФК и массажисты укрепляют тело, улучшая координацию и мышечный тонус. Сопровождение ребёнка с ОВЗ — это не просто поддержка, это инвестиция в его будущее. Студенты познакомились с практиками реабилитации детей с диагнозом ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержками физического и интеллектуального развития, с расстройствами аутистического спектра и другими сопутствующими диагнозами. Студентам продемонстрировали различные методики адаптивной и лечебной физкультуры; различные виды массажа и гимнастики, занятия на специальном оборудовании, работу по развитию когнитивных функций детей. Благодарим администрацию детского реабилитационного центра за сотрудничество.
11 апреля 2025
Запустился новый сезон конкурса «Лига вожатых»

Открыт приём заявок на новый сезон Всероссийского конкурса профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых». Цель конкурса — выявление лучших специалистов сферы отдыха детей и их оздоровления, а также повышение педагогического мастерства, методической грамотности и престижа профессии вожатого.
В этом году вы сможете изучить культурный код: как он раскрывается сегодня, какая сила и ценность в нём есть для вожатых и педагогов. Вас ждут заочный этап в онлайне, финал в Москве и новые номинации:
⭐️ вожатые-стажёры;
⭐️ вожатые, работающие с временными детскими коллективами;
⭐️ педагоги, работающие с постоянными детскими коллективами;
⭐️ авторы (разработчики) проектов и программ в сфере детского отдыха;
⭐️ наставники в сфере воспитания.
Выбирайте одну из номинаций, внимательно читайте положение и подавайте заявку на сайте вожатый.рф до 14 апреля (важно использовать только одну учётную запись). Станьте частью большого сообщества единомышленников, кто неравнодушен к вожатству и педагогике.
Конкурс проводится при поддержке Министерства Просвещения РФ.
Информация в VK: https://vk.com/liga_vo
Информация в Telegram: https://t.me/ligavozhatyh
Сайт: вожатый.рф
Положение Всероссийского конкурса «Лига вожатых» 2025
2 апреля 2025
Стартовал отборочный этап Региональной олимпиады школьников по психологии

Факультет психологии и специального образования ТГПУ приглашает школьников 8–11 классов и обучающихся организаций СПО педагогического профиля, поступивших на базе 9 классов, к участию в Региональной олимпиаде школьников по психологии (входит в перечень Олимпиад и конкурсов для школьников Министерства просвещения РФ и дает дополнительные баллы при поступлении).
Отборочный этап олимпиады пройдет с 20 марта до 10.00 14 апреля в заочном формате. Заключительный очный этап – 26 апреля на базе ТГПУ.
Заявку на участие необходимо направить не позднее 10 апреля. Подробности – в Положении.
2 апреля 2025
V Всероссийском с международным участием Фестиваль инновационных идей и практик в образовании
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций,
учреждений дополнительного образования, профессионального образования,
социально ориентированных некоммерческих, негосударственных организаций,
cтудентов бакалавриата, специалитета, магистрантов, аспирантов, школьников
и всех интересующихся темой инноваций в образовании принять участие в
V Всероссийском с международным участием
Фестивале инновационных идей и практик в образовании,
который проводится 14-16 мая 2025 года в смешанном формате.
Концепция фестиваля – представление, осмысление, экспертирование инновационных идей и практик в системе образования.
Тема Фестиваля 2025 года – «Образование для будущего».
Целью Фестиваля является стимулирование научно-исследовательской и инновационной активности образовательных и социальных организаций посредством осмысления отечественного и зарубежного опыта, укрепления международного профессионально-педагогического взаимодействия; внедрение инновационных педагогических идей в систему образования, их развитие в условиях новой философии образования.
Задачи Фестиваля:
- обобщение и распространение опыта проектирования, апробации и реализации инновационных практик в сфере образования;
- организация площадки для экспертирования инновационных образовательных и социальных проектов профессиональным сообществом;
- развитие социального партнерства;
- обновление механизмов взаимодействия педагогической науки и практики.
Заявленные на Фестиваль-2025 идеи и практики дифференцируются по следующим тематическим областям:
- управление в образовании;
- экология;
- валеология;
- космос, астрономия;
- агро- биотехнологии
- музейная, театральная, кинопедагогика;
- арттерапия;
- туризм, краеведение;
- эмоциональный интеллект;
- функциональная грамотность (финансовая и др.);
- нейросети и искусственный интеллект;
- STEAM-образование;
- сопровождение процессов
- обучения и воспитания,
- самоопределения школьников, в том числе, профессионального;
- социализации детей, в том числе, с особыми образовательными потребностями;
- педагогические технологии;
- работа образовательных организаций с семьей и др.
В качестве инновационных проектов / практик могут быть представлены
- идеи / результаты научно-исследовательской деятельности взрослых и/или детей;
- проектная деятельность взрослых и/или детей;
- модели сетевых форм взаимодействия образовательной организации с другими организациями (партнерство, сотрудничество, наставничество);
- социальные практики, профильные и профессиональные пробы (представление в форме видео-фрагментов);
- проектирование урока, внеурочного занятия, воспитательного мероприятия;
- проектирование программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, в том числе профильных смен;
- разработка авторских настольных игр образовательной, социальной, профориентационной направленности и др.
Модель Фестиваля – Инноград со следующей инфраструктурой:
- Научно-производственная корпорация (научно-исследовательская лаборатория «Зачем учителю быть исследователем»; проектно-педагогическая лаборатория «Трамплин в педагогическую практику»; научно-практическая лаборатория «Взлётная полоса»);
- Институт проблем функциональной грамотности (Центр валеологических исследований и разработок; Центр образовательного туризма (отдел образовательных экскурсий; отдел краеведения; отдел иммерсивных экскурсий; экологическая тропа); Центр развития финансовой грамотности; Центр развития читательских компетенций; Центр STEAM-образования);
- Агробиокомплекс (лаборатория биотехнологий; теплица; опытное поле);
- Музейный комплекс (экспозиция педагогических технологий; музейная педагогика; музейное дело);
- Планетарий (проекты «Мобильный планетарий», «Космический урок», «Уроки астрономии»);
- Дворец культуры (артпедагогика; кинопедагогика; театральная педагогика; клубы по интересам; репетиционная площадка);
- Парк настольных игр (авторские настольные игры);
- Артбульвар (открытый микрофон, выставки, экспозиция);
- Аллея мастеров (мастерские, стенды);
- Ярмарка инновационных идей (ПРОДУКТовый рынок; потешный ряд; Колесо обозрения).
Формы работы Фестиваля: круглый стол; методическая мастерская; педагогическая мастерская; педагогическая лаборатория; экспертный конвейер; антиконференция; парк настольных игр
Формы представления инновационного опыта: мастер-класс; разработки (авторская настольная игра, описание практики, сценарий урока / занятия / образовательного события, модель, проект и т.п.) виртуальная экскурсия; онлайн-выставка; стендовая презентация; практикум; антидоклад.
Установочный вебинар по подготовке к участию в Фестивале состоится после 15 апреля 2025. Информация о точном времени и дате вебинара, а также ссылка для подключения будут высланы по электронной почте, указанной при регистрации.
Все участники Фестиваля получают электронные сертификаты.
Участники, отмеченные экспертами и/или педагогическим сообществом, получают электронные дипломы от организаторов и партнеров Фестиваля в номинациях:
- реализованные эффективные практики с анализом результативности (номинация «Педагогическое мастерство»);
- инновационные проекты, проходящие в настоящий момент апробацию (номинация «Педагогическая тропа»);
- инновационные педагогические идеи, прошедшие стадию обработки (номинация «Педагогический стартап»);
- инновационные проекты, реализуемые на базе вузов, методические разработки образовательных программ профильных классов (номинация «Курс на профессию»);
- авторские настольные развивающие игры (номинация «Развиваемся, играя»);
- проектные и исследовательские работы школьников (номинация «Взлётная полоса»).
Сертификаты и дипломы будут отправлены на адрес электронной почты, указанный в заявке, до 30 мая 2025 г.
Расписание фестивальных дней (время московское):
14 мая (среда) в 10.00 – Открытие; 10.30-12.30 – работа площадок Фестиваля; 13.00-15.00 – Парк авторских настольных игр.
15 (четверг) с 08.00 до 16.00 и 16 (пятница) мая с 08.00 до 11.30 – работа площадок Фестиваля.
16 мая (пятница) 12.00 – Закрытие (очно и онлайн).
Проект программы, программа, а также все самые свежие новости будут выложены в группе в ВК «Фестиваль инновационных идей и практик» (https://vk.com/club204626610).
К форме регистрации прилагается аннотация выступления
(не более 1000 печатных знаков).
Контактная информация:
Координаторы Фестиваля: Дозморова Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, +7(923)4495566, dozmorova@tspu.ru,
Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, директор Центра профориентации и работы с детьми и молодежью ТГПУ, +7(913)8895527, lyba.alla@tspu.ru
Секретарь Фестиваля: Головина Алена Павловна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, +7(952)8867369, golovina@tspu.ru
1 апреля 2025
Новости 11 - 15 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Доцент ИДиА на международной дискуссионной площадке по вопросам патриотического воспитания
Доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики Вахитова Галия Хамитовна приняла участие в международной дискуссионной площадке «Региональный компонент как инструмент патриотического воспитания детей, подростков и молодежи» на базе Бийского филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ.
Выступление Вахитовой Г.Х. было связано с особенностями патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Галия Хамитовна отметила: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Гордость за свою нацию, гордость за свое село, город, истинные ценности семьи, семейные традиции признательность матери, ощущение сердечного тепла, которым окружён ребенок – истоки патриотизма детей». Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, формируются базовые нравственные ценности и чувство сопричастности к своей Родине. И как сделать этот процесс не формальным, а живым и действенным?, - об этом говорили на дискуссионной площадке.
Участниками дискуссионной площадки стали не только представители высших учебных заведений России, но и Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова (Республика Беларусь), Янгонского университета иностранных языков (Республика Союз Мьянма). Широко обсуждалась тема регионального компонента как инструмента патриотического воспитания детей. Так, спикерами были представлены темы, освещающие опыт патриотического воспитания в профильных психолого-педагогических классах Алтайского края, раскрывающие потенциал исследовательской деятельности по краеведению в организации нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях Иркутской области. Интересно было узнать особенности подготовки кадров, обеспечивающих реализацию учебной программы дошкольного образования в Республике Беларусь, а также особенности воспитания молодежи в Республике Союз Мьянма.
Участие в праздновании Дня дошкольного работника
26 сентября в Томском государственном педагогическом колледже состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню работника дошкольного образования. 60-ти лучшим работникам детских садов Томской области были вручены заслуженные профессиональные награды. Присвоено звание «Почетный работник сферы образования РФ» четверым педагогам; нагрудным знаком «За верность профессии» награждены 7 воспитателей, нагрудным знаком «Молодость и Профессионализм» – 1 педагог, почетной грамотой Министерства просвещения РФ – 39 человек, благодарностью администрации Томской области — 6 педагогов.
Поздравил педагогов и вручил профессиональные награды начальник областного департамента образования Юрий Владимирович Калинюк. Он отметил, что в Томской области детские сады посещает более 45 тыс. дошколят. В регионе построен 21 новый детский сад и создано 457 дополнительных ясельных мест в негосударственном секторе дошкольного образования.
На современном этапе осуществляется тесная интеграция лучших традиций отечественного дошкольного образования и современных подходов, технологий и методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этой связи были отмечены значимые достижения в сфере дошкольного образования Томского региона и их признание на Всероссийском и Международном уровнях. Подчеркнут вклад педагогов и дошкольников в волонтерскую деятельность в связи с СВО.
Праздничная атмосфера обеспечивалась теплыми поздравлениями и пожеланиями, замечательными детскими концертными номерами музыкальных и хореографических коллективов г. Томска.
С поздравительным словом от ИДиА ТГПУ выступила Яркина Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО. Она обозначила ключевые вехи становления системы дошкольного образования в г. Томске. Подчеркнула роль П. И. Макушина и Н. А. Тихонравовой в развитии системы дошкольного образования и подготовке кадров для него в Томском регионе. Указала на важность сохранения богатого исторического наследия в сфере дошкольного образования г. Томска. Свое поздравительное слово она завершила прочтением проникновенного и трогательного стихотворения Л.Д. Жариковой «Гимн воспитателю».
«Мы по праву можем гордиться дошкольным образованием в г. Томске и Томской области за его богатую историю, актуальные современные разработки, реализуемые эффективные воспитательные и образовательные практики и талантливых педагогов» - говорит Татьяна Николаевна.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В МУЗЕЕ
В рамках производственной педагогической практики Гончарова Злата и Гауэр Алиса, студенты 5 курса Института детства и артпедагогики факультета культуры и искусства успешно реализовали проект, объединивший научный поиск и практическую работу с юными художниками из Детской художественной школы № 2 г. Томска.
Студентки провели специальную экскурсию по постоянной экспозиции Томского областного художественного музея для учащихся школы. Она была разработана не только как образовательный, но и как исследовательский проект в рамках научно-исследовательской деятельности будущих педагогов по изобразительному искусству.
Тематическая экскурсия была посвящена жанру автопортрета и русской классицистической портретной живописи, цель которой, не просто рассказать о картинах, но и погрузить юных художников в мир творческого самопознания, показать технические и композиционные приемы, которые превращают полотно в картину.
«Мероприятие стало ярким примером того, как теория, изучаемая в стенах университета, оживает в непосредственном диалоге с искусством и его будущими творцами. Мы постарались сделать экскурсию не только информативной, но и живой, увлекательной для детей, чтобы зажечь в них искру любви к искусству», - говорит Гауэр Алиса.
«Было интересно поработать в данном формате и не только рассказать, но и на конкретном примере показать, как пишутся картины, которые становятся шедеврами», - поделилась впечатлениями Злата Гончарова.
Экскурсия вызвала живой отклик у учащихся. Ребята с большим интересом слушали рассказчиц, задавали интересующие вопросы:
"Из чего делалась раньше краска? Как художники добивались такой схожести без фотографии? Чем покрыть холст чтобы он сохранился через века?" И, судя по их реакции, открыли для себя много нового в области живописи и композиции.
Практикантки ТГПУ выражают благодарность руководству Детской художественной школы № 2 г. Томска и лично педагогу Сибиревой Екатерине Юрьевне за плодотворное сотрудничество, предоставленную возможность и поддержку в организации этого важного для профессионального становления студентов мероприятия.
Доцент ИДиА на форуме воспитателей Сибирского федерального округа
26 августа в Новосибирске состоялся Форум воспитателей дошкольных образовательных организаций, объединивший педагогов, руководителей детских садов и региональных координаторов Программы просвещения родителей из 10 регионов Сибирского федерального округа: Алтайского и Красноярского края, Республик Алтай, Тыва и Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
2 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 582
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
Всероссийские педагогические чтения, посвящённые 30-летию концепции Эмоционального образования
13-14 октября состоятся ВСЕРОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Эмоциональное образование. Взгляд в будущее», приуроченные к 30-летию инновационной деятельности Федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ «Губернаторский Светленский лицей».Приглашаем ученых, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов и педагогов образовательных организаций принять участие в мероприятиях Чтений
6 ноября 2025
7 ноября 2025 состоится заседание Научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований по обсуждению кандидатской диссертации:Земцова Александра Николаевича
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Заседание пройдет по адресу: Научная Библиотека ТГПУ (ул. Герцена, д. 66), ауд. 310
Начало мероприятия: в 15:30 (по томскому времени)
Ссылка для удаленного подключения
https://bbb.tspu.ru/rooms/7u4-qox-nju-mfa/join1 ноября 2025
С 27 по 29 октября на базе Губераторского Светленского лицея прошел очный финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса по выявлению талантливых и одарённых детей в области изобразительного искусства. Это событие объединило самых творческих и вдохновлённых юных художников со всей России, став важным этапом в их профессиональном становлении и личностном росте.
30 октября 2025
31 октября - 5 ноября 2025 г. состоится Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Культурно-историческая память и современные образовательные практики».
28 октября 2025
состоялось осеннее заседание Школы педагога-исследователя
24 октября 2025 г. состоялось осеннее заседание Школы педагога-исследователя, которая проводится по инициативе научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований.
Тема заседания «Выбор темы как главной линии содержания исследования и определения его результатов»
«Как корабль назовешь, так он и поплывет».
27 октября 2025
Новости 1 - 5 из 410
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


















