Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • «Педагогическое образование – это соприкосновение с будущим»: интервью ректора ТГПУ на федеральном портале

«Педагогическое образование – это соприкосновение с будущим»: интервью ректора ТГПУ на федеральном портале

Томский педагогический – вуз с долгой и яркой историей. В XIX веке он стал первым в Сибири учительским институтом, а в наши дни входит в число передовых университетов страны. Здесь сохраняются традиции академической школы и создаются уникальные современные образовательные проекты. О том, как сегодня развивается Томский государственный педагогический университет, кто трудится в команде вуза и какие специальности получают здесь студенты, на федеральном портале «Российское образование» рассказывает ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко.

Андрей Николаевич, вы выпускник классического университета. Почему решили связать свою жизнь с педагогикой и обучением будущих учителей? 

Томск – город уникальный, с очень высокой концентрацией студентов и, соответственно, с большим количеством выпускников вузов. Когда я окончил физический факультет Томского государственного университета, то тема, которая интересовала меня как исследователя, развивалась в Томском педагогическом. К тому же здесь была хорошая научная школа, связанная с теоретической физикой и с методиками преподавания. Я учился в аспирантуре ТГПУ, преподавал – и прирос к вузу. Возможно, и педагогическая фамилия моя сыграла определенную роль. Был заведующим кафедрой, деканом, проректором, а последние пять лет работаю ректором. 

Чем, на ваш взгляд, отличается педвуз от классического университета? 

Наша задача – не только дать знания, но и вырастить учителя, человека, который будет воспитывать граждан нашей страны. Это очень интересно, ведь, как писал Рождественский, «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». На мой взгляд, педагогические университеты – это соприкосновение с будущим, сочетание молодости и зрелости. В любом вузе студенты и преподаватели взаимодействуют, заряжая друг друга. Студенты привносят в нашу жизнь позитив, энергию, драйв. А в педагогических университетах на атмосферу и учебный процесс влияют еще и школьники. Вообще школа при университете дает новый импульс для роста, и мы активно развиваем это направление. 

Кстати, у ТГПУ есть очень интересный опыт такого взаимодействия. В прошлом году начальные классы школы № 14 на время капитального ремонта переехали в один из корпусов университета – в Институт детства и артпедагогики, где как раз учатся будущие преподаватели начальных классов. У студентов появилась возможность погрузиться в профессию не только в ходе практики, а учиться с начальными классами, проживать образовательный процесс совместно, в одних стенах. Это очень правильный и интересный опыт для всех, в том числе и для преподавателей ТГПУ: мы видим школьную жизнь не со стороны, а изнутри.  Это позволяет выстраивать подготовку будущих педагогов более эффективно, понимать, что  и где нужно менять в существующих программах университетской подготовки. 

Мы сейчас обсуждаем вопросы включения муниципальной школы в состав университета. Речь идет не о профильных психолого-педагогических классах, с которыми мы и так плотно работаем. Чтобы школа стала частью университета, педагогической и воспитательной площадкой для будущих учителей.

На разных факультетах погружение в профессию и выход на практику проходят по-разному?

Исторически сложилось так, что учителя начальных классов, дошкольные педагоги и психологи раньше, чем студенты других факультетов, получали возможность проверить свои знания на практике. У физиков, математиков, химиков, филологов сначала была фундаментальная предметная подготовка, а потом уже серьезное изучение психологии и педагогики. Сейчас у нас есть «Ядро высшего педагогического образования», которое дает возможность правильно расставить акценты при обучении будущих педагогов. Мы стараемся, чтобы у студентов не было разрыва со школой, чтобы они получали и знания, и практические навыки – только так можно подготовить хороших специалистов. 

Очень важно, что сейчас студенты могут работать во время учебы в качестве педагогов дополнительного образования и на старших курсах – как предметники. Мы стараемся максимально включать их в эту деятельность, давать возможность проводить как можно больше занятий и в школах, в том числе в рамках «Разговоров о важном», и для своих однокурсников. 

Как встречают ваших студентов в школах?

Хорошо встречают. И наши ребята тоже с удовольствием идут в школы. Чем раньше мы дадим возможность им попробовать себя в профессии, тем больше вероятности, что они в ней останутся. Школа и вуз не должны существовать отдельно друг от друга, по большому счету это тоже единое пространство, связывающее самые разные уровни образования. Такое постоянное соприкосновение не дает будущим учителям оторваться от школьных реалий и помогает избежать многих сложностей в начале работы. 

А что, на ваш взгляд, самое важное для обучения будущих педагогов?

Мотивация. Именно она закладывает потенциал для развития. Если человек мотивирован, то полученные знания дадут хороший эффект. А мы со своей стороны должны поддержать его, дать возможность стать успешным в своем деле.  

Кроме того, мы помним, что педагогика – это не только обучение, но и воспитание. На учителей смотрят дети, с них берут пример, на них ориентируются. Любое слово, сказанное ребятам, имеет для них значение и может оказать большое влияние на их будущее. 

В России вообще сформирована уникальная модель подготовки педагогов: у нас в стране уже с XIX века создавались учительские институты, и наш стал седьмым таким в России и первым в Сибири. Он был основан в 1902 году, но собственного здания еще не было, оно строилось, поэтому вначале снимали деревянный дом, а в 1906 году уже был построен главный корпус. Концепция обучения в Томском учительском институте подразумевала, что педагог должен быть развит в разных областях, поэтому практически сразу же здесь появились различные творческие студии, мастерские. Эту традицию мы стремимся поддерживать и сегодня. Студенты ТГПУ получают не только академические знания, но и могут развивать музыкальные, танцевальные и другие таланты.  

Справедливости ради должен сказать, что во всех педагогических университетах образование складывается из двух составляющих: с одной стороны, это серьезная предметная подготовка, а с другой – коммуникационные навыки, которые пригодятся в жизни каждому человеку.  

Вы следите за судьбой выпускников?

Да, и мы гордимся ими. В их числе народные учителя, ученые, спортсмены, олимпийские чемпионы. А имя одного из наших выпускников знают взрослые и дети всей страны – это Александр Волков, писатель, создавший сказочный цикл «Волшебник Изумрудного города». Сейчас в университете открыт его мемориальный кабинет, а во дворе Научной библиотеки, которая носит имя писателя, создан его мурал. Кстати, на Международной выставке-форуме «Россия» экспозиция Томской области «Изумрудное сердце» тоже связана со сказкой, созданной Александром Волковым. 

ТГПУ сегодня – это уникальные научные школы. Расскажите о них, пожалуйста.  

У нас, как и в любом университете, есть свои приоритетные направления, по которым ведется научная работа. Очень сильная теоретическая физика, квантовая физика – этими исследованиями занимаются всего несколько кафедр в России. Научный проект «Математика. Психология. Интеллект», биология и болотоведение, в том числе уникальные проекты по изучению наших знаменитых Васюганских болот, которые расположены в нескольких регионах Сибири. 

Еще одна научная история связана с исчезающими родными языками малых народов, в том числе селькупского. В Лаборатории народов Сибири ТГПУ собраны уникальные архивы, не только связанные с самим языком, но и с культурой, историей. У нас огромная страна, ее населяют представители разных народов, поэтому, что бы ни говорили о процессе глобализации, я уверен, что человеку необходимо знать свои корни, ведь без прошлого нет и не может быть будущего. Патриотизм начинается с любви к своим близким, к малой родине – и из этого вырастают осознание себя как части большой страны и любовь к ней. 

О деятельности Томского педагогического университета знают не только в России, но и за ее пределами. Расскажите, пожалуйста, о программах международного сотрудничества ТГПУ. 

Мы сотрудничаем с Кенией: по заданию Минпросвещения России уже создан Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Найроби. Очень приятно, что мы видим большой интерес к таким программам со стороны африканских коллег и со стороны жителей страны. Конечно, для многих знакомство с Россией стало настоящим открытием. Нам удалось развенчать многие стереотипы, которые так или иначе возникали у людей, незнакомых с нашей страной. Уверен, что этот проект будет развиваться, а число участников вырастет.

Кроме того, мы готовимся реализовать проекты, касающиеся сельской педагогики, с одним из университетов Китая. Это очень интересное направление, в котором и у нас, и у китайского вуза есть свои интересные наработки.  

Искусственный интеллект проникает в разные сферы нашей жизни. Как, по вашему мнению, это может отразиться на образовательном процессе?

Все зависит от того, как используются возможности искусственного интеллекта. На первый взгляд, выглядит очень заманчиво: и задачу решит, и картину напишет, и много чего сделать сможет. Для формирования аналитического, критического, творческого мышления, человек должен вначале сам уметь создавать, а уже потом, после того как освоил, использовать искусственный интеллект. Особенно это актуально для детей: им важно развиваться, идти от простого к сложному. Мозг должен постоянно работать! И еще: если человек обладает достаточно обширными знаниями и умениями, то он способен грамотно формировать задачи и для искусственного интеллекта, который может стать одним из помощников в его работе и учебе. 

Андрей Николаевич, до начала приемной кампании осталось совсем немного. Каких абитуриентов вы ждете? 

В первую очередь мотивированных. Если человек идет в педагогический университет, значит, он понимает, что хочет стать учителем, настоящим профессионалом. Ждем молодых людей, которые готовы учиться и развиваться, получать знания и делиться ими. Ждем будущих педагогов, которые любят детей и понимают, что они несут за них ответственность. Ждем тех, кто готов воспитывать граждан своей страны, кто будет верить в своих учеников и поддерживать их даже за стенами школы, когда они выйдут во взрослую, самостоятельную жизнь. 

Автор текста: Татьяна Пахомова, пресс-служба Министерства просвещения РФ

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER