Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИИ «РУСИСТИКА И ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» XXVI ВСЕРОССИЙСКОЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ»

Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции  студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты»  (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования»  (руководитель А.С. Савенко) приняли 58  человек, включая преподавателей ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ ТГПУ, а также иногородних участников.

В прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование» выступлениях (всего было представлено 35 докладов), были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и методикой преподавания русского языка: коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, медиалингвистикой, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, методикой обучения русскому языку. В работе 3-х подсекций активное участие принимали присутствующие, которые задавали вопросы, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.

В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» вниманию участников было предложено 13 докладов: аспирантов Исаевой Ольги Викторовны, Бондарева Максима Владимировича и соискателя Дусмановой Зарринахон Мукимджоновны, посвященных анализу ключевых концептов в поэтической картине мира  Н.А. Заболоцкого и Ю.Д. Левитанского, исследованию средств выражения подтекста в ранней лирике Б.Л. Пастернака; магистрантов Захарчевской Надежды Владимировны  и Худобиной Александры Андреевны, в выступлениях которых шла речь о методическом потенциале лингвостилистического анализа поэтических текстов и методике работы с фольклорными текстами в школе на уроках русского языка и литературы.

Регулятивные возможности топонимов в лирике О.Э Мандельштама и особенности воплощения образа времени в лирике поэта были рассмотрены в докладах студ. Сафоновой Екатерины Евгеньевны и Ключник Ирины Александровны, вызывавших большой интерес у присутствующих.  О концепте «судьба» в лирике М.И. Цветаевой очень эмоционально шла речь в выступлении Воробьевой Любови Владимировны. Особенности лексической репрезентации образов поэтов в лирике А. Ахматовой  были изучены Тимофеевой Анной Артёмовной. Поэтическому  циклу Ахматовой «Тайны ремесла» посвятила свой доклад Маслова Вера Алексеевна.  О прецедентных феноменах в поэзии А. Кушнера шла речь в докладе Чепишко Алины Сергеевны.

Особый интерес и положительные отклики у слушателей вызвал доклад Соловьевой Анастасии Максимовны, в котором  на основе проведенного автором анкетирования был проанализирован и описан коммуникативный портрет современного студента-филолога. Порадовала глубоким и содержательным докладом гостья из Новокузнецка Кузнецова Татьяна Алексеевна, посвятившая свое исследование сравнениям в повести Н. Внукова «Один».

Программа подсекции «Медиадискурс и языковая личность» включала исследования, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Все доклады были интересными и сопровождались  вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. Объектом внимания докладчиков стали актуальные проблемы медиакоммуникации и медиаобразования: магистранты Бородай Елена Андреевна и Сливкина Александра Андреевна изучили особенности интерпретации медиатекстов школьниками 9-го класса и средства речевого воздействия на них в медиасфере на основе проведенных опросов и эксперимента;  Клышова Кристина Евгеньевна  проанализировала языковые средства воплощения темы любви в творчестве популярных у молодежи блогеров-музыкантов.

О стратегии самопрезентации в жанре интервью известного современного писателя Анны Матвеевой шла речь в докладе аспиранта Извековой Юлии Борисовны.

Большой интерес вызвали и прозвучавшие на заседании секции доклады студентов: современным медиажанрам посвятили свои выступления   Панкова Елена Валериевна и Устенко Анастасия Николаевна (на конкретных примерах ими были рассмотрены специфика блога и особенности использования подкастов в школе).

Дискурсивные  практики публичных информационно-медийных языковых личностей разных типов были рассмотрены и описаны в жанрово-стилистическом и лингвометодическом аспектах Пешкичевой Ириной Юрьевной, Монастыревой Юлией Игоревной и Новиковой Софьей Юрьевной. Обучению навыкам практической журналистики в школе и характеру восприятия старшеклассниками публицистических текстов посвятили свои доклады Ошлакова Елена Сергеевна и Акшатина Виталия Анатольевна

Присутствующие  благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание  прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке.

В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования»  тематика докладов была связана с исследованием на разном материале коммуникативного, лингвокультурологического и методического потенциала различных языковых средств.

Объектом внимания в докладе Синельниковой Ангелины Вадимовны стали окказиональные слова в одном из романов Дж. Роулинг, рассмотренные в функционально-прагматическом аспекте; различные формы работы с индивидуально-авторскими словами на материале женской поэзии были описаны Сухановой Алиной Евгеньевной.  О лингводидактическом потенциале паремий и фразеологизмов разных типов шла речь в докладе Райхе Кристины Александровны.  Несколько интересных докладов на разном материале, включая фразеологию, пословицы и поговорки, художественные произведения, были посвящены исследованию различных концептов: болезнь/здоровье (доклад Поповой Александры Дмитриевны), свой/чужой (доклад Оглодэк Елизаветы Евгеньевны), закон/беззаконие (доклад Михеева Ивана Васильевича).

Лингвокультурологический и лингвометодический аспекты изучения цветовой картины мира на материале художественных произведений разных авторов были освещены в докладах Петровой Татьяны Евгеньевны, Верхоланцевой Анны Евгеньевны и Комзоловой Анастасии Вячеславовны.

О прикладных аспектах лингвистического анализа художественных произведений разных типов и его роли в формировании языковой личности школьника шла речь в докладах Якимовой Юлии Александровны и Виндик Ольги Юрьевны.

Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений.

По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» авторы лучших докладов отмечены Дипломами разной степени в номинациях «аспиранты/соискатели» (Исаева Ольга Викторовна, Бондарев Максим Владимирович, Извекова Юлия Борисовна, Дусманова Зарринахон Мукимджоновна), «магистранты» (Бородай Елена Андреевна, Захарчевская Надежда Владимировна, Сливкина Александра Андреевна, Клышова Кристина Евгеньевна, Худобина Александра Андреевна).  В номинации «студенты» в подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты»  лучшими с присуждением дипломов I, II и III степени были признаны доклады Сафоновой Екатерины Евгеньевны,  Соловьевой Анастасии Максимовны, Воробьевой Любови Владимировны, Ключник Ирины Александровны, Тимофеевой Анны Артёмовны, Кузнецовой Татьяны Алексеевны, Масловой Веры Алексеевны, Чепишко Алины Сергеевны.

В подсекции «Медиадискурс и языковая личность» дипломом I степени в номинации «студенты» награждены Панкова Елена Валериевна и  Устенко Анастасия Николаевна. Дипломы II степени получили студенты Пешкичева Ирина Юрьевна, Монастырева Юлия Игоревна, Ошлакова Елена Сергеевна. Были отмечены также успешные выступления студентов с присуждением дипломов III степени Новиковой Софье Юрьевне и Акшатиной Виталии Анатольевне.

В подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» 1 место за лучший доклад с награждением дипломами присуждено  Поповой Александре Дмитриевне и Синельниковой Ангелине Вадимовне; 2 место – Петровой Татьяне Евгеньевне, Верхоланцевой Анне Евгеньевне, Якимовой Юлии Александровне, Оглодэк Елизавете Евгеньевне, Сухановой Алине Евгеньевне, Михееву Ивану Васильевичу. 3 место в конкурсе на лучший доклад заняли Райхе Кристина Александровна, Виндик Ольга Юрьевна и Комзолова Анастасия Вячеславовна.

В целом работа секции, по мнению участников, прошла в комфортной и творческой атмосфере. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.

Материал подготовлен доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка, профессором  Болотновой Ниной Сергеевной

photo 2024 04 27 10 24 54photo 2024 04 27 10 24 46IMG 7606рис.1рис.3рис.4

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER